|
Новости
Главная » 2012 » Май » 21 » Коррекция познавательной деятельности учащихся школы VIII вида через систему межличностных отношений
23:09 Коррекция познавательной деятельности учащихся школы VIII вида через систему межличностных отношений |
(Отчёт по самообразованию педагога-психолога
Зарубиной Н.И.)Среди
многообразия проблем современной педагогики и психологии, несомненно, общение
является одной из популярных. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен запросами социальной практики.
Современных исследователей все более интересуют механизмы практической
реализации потребности людей в общении, в различных условиях их
жизнедеятельности, таких как воспитание, обучение, трудовая деятельность.
Каковы
же межличностные отношения школьников
вспомогательной школы. В процессе учебной деятельности ребята выступают как
объекты и субъекты общения. Процесс общения в коллективе, взаимоотношений
в нем, особенностей влияния коллектива на отдельную личность является важнейшим
звеном в изучении проблемы социальной адаптации умственно отсталого школьника.Актуальность
данной темы обусловлена проблемами воспитания и обучения детей с нарушенным
интеллектом, организацией системы их общения.Есть
ряд определенных трудностей в общении умственно отсталых школьников между собой
и с другими людьми, что обуславливается недостаточным развитием интеллекта и
речи. Ребенок с трудом включается в коллективные игры, плохо усваивает смысл
общественных взаимоотношений взрослых. Все это отрицательно сказывается на
общем развитии, на способности к социальной адаптации. Так как умственно
отсталые дети большую часть времени проводят в школе, то именно здесь, в
процессе учебной деятельности, коллективных игр, общественно полезного труда
школьники приобретают необходимые умения и навыки общения. Как правило,
умственно отсталые дети затрудняются с правильной формулировкой вопроса,
просьбы. Часто их высказывания мало информативны, ответы состоят из отрывочных
предложений.Следуя
из этого можно сделать выводы:у умственно отсталых детей недостаточно развита
инициатива в общении, недостаточное развитие речи (трудности в построении
вопросов, просьб, ответов).Особое
значение в условиях вспомогательной школы приобретают личностные отношения. Наблюдается
и такое: у ученика появляется потребность в общении, но он сталкивается с
невозможностью ее удовлетворения. Это происходит в том случае, если ученик не
пользуется в классе симпатией и уважением, когда уровень притязаний превышает
то положение, которое он занимает в коллективе. Именно специфика состава
учащихся вспомогательной школы, накладывающая отпечаток на весь уклад жизни и
развитие коллектива, обуславливает особенности его формирования и
функционирования.Таким
образом, по отношению к личности умственно отсталого ребенка коллектив
является: средством духовного обогащения,
фактором его нравственно-психического развития, воспитания положительных
личностных качеств средством,
активизирующим, корригирующим его психическую деятельность, средой,
способствующей самовыражению и самоутверждению личности.Для
решения ряда поставленных задач по этому вопросу мною был применён комплекс разнообразных
методов: изучение медицинской
документации, личных дел, характеристик; наблюдение за коллективом и их отдельными
членами: беседы с учащимися, классными
руководителями и воспитателями; психологический
эксперимент по методикам "Социометрия” Дж. Морено, рисунки на тему "Мой лучший друг”В эксперименте принимали участие учащиеся 5-ro
класса.Особое
значение в условиях вспомогательной школы приобретают личностные отношения.
Неслучайно поэтому возникают в классном коллективе малые группы, обусловленные
личными интересами, совместным времяпровождением, то есть общением на
эмоционально-психологическом уровне. Для выявления таких групп была
использована методика Дж. Морено "Социометрия”. Суть её проведения сводилась к
выявлению в классе системы "симпатий” и "антипатий” между членами группы, то
есть к определению системы эмоциональных отношений в группе и решению следующих
задач: - измерение
степени сплоченности или разобщенности в группе;
- выявление
соотносительного авторитета членов групп по признакам "симпатии - антипатии”;
- обнаружение
групповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Результаты
социометрии были применены для измерения уровня развития позитивных и
негативных эмоциональных отклонений в группе пятиклассников, затем будут использованы
для переконструирования групп, с целью повышения их сплоченности и
эффективности деятельности. Для
более глубокого анализа и объективной картины особенностей взаимоотношений
учащихся с нарушением интеллекта я использовала рисунки на тему:
«Мой лучший друг». Так же проведена игра «Горячий стул », в ходе которой было предложено выявить: эмоционально-волевые
качества, деловые качества, интеллектуальные качества, внешность, одежда друга. Проанализировав
в ходе игры ответы детей, я получила следующие результаты: на первое место поставили эмоционально-волевые
качества (добрая, внимательная и т.д.) -
80% ; на втором месте оказались одежда и
внешность- 60%; на третьем месте
деловые качества (ответственный,
надежный) - 34%, причем в ходе игры была выявлена неадекватная самооценка у
учащихся; на четвертом месте
интеллектуальные качества – 17,4%. Отсюда
видно, что для учащихся с нарушением интеллекта главными являются нравственные
и эмоционально-волевые качества, которые в полной мере влияют на уровень
межличностных отношений в группе. Таким
образом, качественное своеобразие структуры дефекта умственно отсталых
школьников, особенности развития мыслительных процессов, отсутствие инициативы
значительно затрудняют формирование познавательной деятельности учащихся,
установление правильных взаимоотношений, общение, формирование положительных
нравственно-психических качеств детей данной категории. Учащиеся
с нарушением интеллекта без помощи взрослых не могут самостоятельно изменить
свое мнение об «отверженных» или положение, какого-либо ученика в классе.
Для уменьшения количества изолированных детей в коллективе, учителю и
воспитателю предлагается вовлекать таких детей в учебно-воспитательный процесс,
больше давать общественные поручения в силу их возможностей, всячески
стимулировать и поощрять их положительные поступки, применять различные
подвижные игры, распределяя таким детям не второстепенные, а главные роли.
Проводить игровые тренинги для того, чтобы дети узнавали друг друга с лучшей
стороны, научились видеть и понимать друг друга и в то же время преодолевать и
раскрывать себя. При
разрешении конфликтных ситуаций в классе, в установлении межличностных
отношений между сверстниками большая роль отводится психологу, а именно -
важному направлению в его деятельности - консультативной работе. Основной
принцип работы которого - индивидуальный подход к каждому ребенку. Самое
главное в работе педагогического коллектива - совместными усилиями психолога,
учителя и воспитателя попытаться понять особенности ребенка как формирующейся
личности с учетом истории его развития и воспитания и на этой основе определить
дальнейшую работу. Таким
образом, полученные мною данные исследования я буду применять при
комплектовании групп коррекционно-развивающей работы
в коррекции познавательной деятельности учащихся 6класса в 2012-2013
учебном году. |
Просмотров: 1511 |
Добавил: Admin
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|