Воскресенье, 18.04.2021, 14:45
Приветствую Вас Гость | RSS


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
"Школа №37"


Меню сайта

Новости

Главная » 2012 » Май » 21 » Коррекция познавательной деятельности учащихся школы VIII вида через систему межличностных отношений
23:09
Коррекция познавательной деятельности учащихся школы VIII вида через систему межличностных отношений

(Отчёт по самообразованию педагога-психолога Зарубиной Н.И.)

Среди многообразия проблем современной педагогики и психологии, несомненно, общение является одной из популярных. Интерес к этой проблеме не случаен. Он  обусловлен запросами социальной практики. Современных исследователей все более интересуют механизмы практической реализации потребности людей в общении, в различных условиях их жизнедеятельности, таких как воспитание, обучение, трудовая деятельность.    Каковы же  межличностные отношения школьников вспомогательной школы. В процессе учебной деятельности ребята выступают как объекты и субъекты общения.     Процесс общения в коллективе, взаимоотношений в нем, особенностей влияния коллектива на отдельную личность является важнейшим звеном в изучении проблемы социальной адаптации умственно отсталого школьника.Актуальность данной темы обусловлена проблемами воспитания и обучения детей с нарушенным интеллектом, организацией системы их общения.Есть ряд определенных трудностей в общении умственно отсталых школьников между собой и с другими людьми, что обуславливается недостаточным развитием интеллекта и речи. Ребенок с трудом включается в коллективные игры, плохо усваивает смысл общественных взаимоотношений взрослых. Все это отрицательно сказывается на общем развитии, на способности к социальной адаптации. Так как умственно отсталые дети большую часть времени проводят в школе, то именно здесь, в процессе учебной деятельности, коллективных игр, общественно полезного труда школьники приобретают необходимые умения и навыки общения. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются с правильной формулировкой вопроса, просьбы. Часто их высказывания мало информативны, ответы состоят из отрывочных предложений.Следуя из этого  можно сделать  выводы:у  умственно отсталых детей недостаточно развита инициатива в общении, недостаточное развитие речи (трудности в построении вопросов, просьб, ответов).Особое значение в условиях вспомогательной школы приобретают личностные отношения. Наблюдается и такое: у ученика появляется потребность в общении, но он сталкивается с невозможностью ее удовлетворения. Это происходит в том случае, если ученик не пользуется в классе симпатией и уважением, когда уровень притязаний превышает то положение, которое он занимает в коллективе. Именно специфика состава учащихся вспомогательной школы, накладывающая отпечаток на весь уклад жизни и развитие коллектива, обуславливает особенности его формирования и функционирования.Таким образом, по отношению к личности умственно отсталого ребенка коллектив является:  средством духовного обогащения, фактором его нравственно-психического развития, воспитания положительных личностных качеств  средством, активизирующим, корригирующим его психическую деятельность, средой, способствующей самовыражению и самоутверждению личности.Для решения ряда поставленных    задач  по этому вопросу  мною был применён комплекс разнообразных методов:  изучение медицинской документации, личных дел, характеристик;  наблюдение за коллективом и их отдельными членами:  беседы с учащимися, классными руководителями и воспитателями;  психологический эксперимент по методикам "Социометрия” Дж. Морено, рисунки  на тему "Мой лучший друг”В эксперименте принимали участие учащиеся 5-ro класса.Особое значение в условиях вспомогательной школы приобретают личностные отношения. Неслучайно поэтому возникают в классном коллективе малые группы, обусловленные личными интересами, совместным времяпровождением, то есть общением на эмоционально-психологическом уровне. Для выявления таких групп была использована методика Дж. Морено "Социометрия”. Суть её проведения сводилась к выявлению в классе системы "симпатий” и "антипатий” между членами группы, то есть к определению системы эмоциональных отношений в группе и решению следующих задач:

  • измерение степени сплоченности или разобщенности в группе;
  • выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам "симпатии - антипатии”;
  • обнаружение групповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Результаты социометрии были применены для измерения уровня развития позитивных и негативных эмоциональных отклонений в группе пятиклассников, затем будут использованы для переконструирования групп, с целью повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Для более глубокого анализа и объективной картины особенностей взаимоотношений учащихся с нарушением интеллекта я использовала рисунки  на тему:  «Мой лучший друг». Так же проведена игра «Горячий стул », в  ходе  которой  было предложено выявить:
эмоционально-волевые качества, деловые качества, интеллектуальные качества,  внешность, одежда друга.
Проанализировав  в ходе игры ответы детей,  я получила следующие результаты:   на первое место поставили эмоционально-волевые качества  (добрая, внимательная и т.д.) - 80% ;  на втором месте оказались одежда и внешность- 60%;   на третьем месте деловые качества  (ответственный, надежный) - 34%,  причем в ходе  игры  была выявлена неадекватная самооценка у учащихся;   на четвертом месте интеллектуальные качества – 17,4%.
Отсюда видно, что для учащихся с нарушением интеллекта главными являются нравственные и эмоционально-волевые качества, которые в полной мере влияют на уровень межличностных отношений в группе.
Таким образом, качественное своеобразие структуры дефекта умственно отсталых школьников, особенности развития мыслительных процессов, отсутствие инициативы значительно затрудняют формирование познавательной деятельности учащихся, установление правильных взаимоотношений, общение, формирование положительных нравственно-психических качеств детей данной категории.
Учащиеся с нарушением интеллекта без помощи взрослых не могут самостоятельно изменить свое мнение об  «отверженных»  или положение, какого-либо ученика в классе. Для уменьшения количества изолированных детей в коллективе, учителю и воспитателю предлагается вовлекать таких детей в учебно-воспитательный процесс, больше давать общественные поручения в силу их возможностей, всячески стимулировать и поощрять их положительные поступки, применять различные подвижные игры, распределяя таким детям не второстепенные, а главные роли. Проводить игровые тренинги для того, чтобы дети узнавали друг друга с лучшей стороны, научились видеть и понимать друг друга и в то же время преодолевать и раскрывать себя.
При разрешении конфликтных ситуаций в классе, в установлении межличностных отношений между сверстниками большая роль отводится психологу, а именно - важному направлению в его деятельности - консультативной работе. Основной принцип работы которого - индивидуальный подход к каждому ребенку. Самое главное в работе педагогического коллектива - совместными усилиями психолога, учителя и воспитателя попытаться понять особенности ребенка как формирующейся личности с учетом истории его развития и воспитания и на этой основе определить   дальнейшую  работу.
Таким образом,  полученные мною данные  исследования я буду применять     при  комплектовании групп коррекционно-развивающей  работы  в коррекции познавательной деятельности учащихся 6класса в 2012-2013 учебном году.

Просмотров: 1511 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей



Все права принадлежат МКОУ ДС "С (к) ШИ №37"© 2021




div class=